Доклад представителя Верховного Суда Донецкой Народной Республики озвученный на пленарном заседании Народного Совета Донецкой Народной Республики 30 декабря 2016 года

В Донецкой Народной Республике законотворчество представляет собой одну из важнейших форм осуществления функций государства. Законотворческая деятельность является основной деятельностью депутатов Народного Совета Донецкой Народной Республики и полностью зависит от качества выполнения ими своих непосредственных обязанностей.

Верховным Советом и Народным Советом Донецкой Народной Республики неоднократно озвучивалась концепция усиления интеграционных процессов между Донецкой Народной Республикой и Российской Федерацией, а также необходимость руководствоваться в законотворческой деятельности принципом максимальной гармонизации законодательства с Российской Федерацией.

Согласно статье 80 Конституции Донецкой Народной Республики полномочия, порядок образования и деятельность судов Донецкой Народной Республики определяются законами.

В связи с чем, в феврале – марте 2015 года в Народный Совет, согласно Регламенту были направлены проекты законов, разработанные Верховным Судом, регулирующие деятельность судебной ветви власти, а именно:

1)    «О Верховном Суде ДНР» (02.02.2015);

2)    «Об арбитражных судах ДНР» (02.02.2015);

3)    «О судах общей юрисдикции ДНР» (02.02.2015);

4)    «О статусе судей» (02.02.2015);

5)    «О судебной системе ДНР» (02.02.2015);

6)    «О народных заседателях» (19.03.2015).

19 июня 2015 года на очередном пленарном заседании Народного Совета 3 законопроекта, такие как: «О Верховном Суде ДНР», «О статусе судей», «О судебной системе ДНР» были отклонены в первом чтении. Законопроект «О народных заседателях» принят 07.08.2015 в первом чтении. Что мешает данный законопроект принять во втором чтении и тем самым обеспечить нормальную деятельность судов неизвестно. Сроки рассмотрения, а точнее не рассмотрения, судьбоносных для государства законов ужасают своим размахом. 

Статьёй 99 Регламента Народного Совета, утверждённого Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики № 11 от 28.11.2014, закреплена императивная норма, согласно которой проект нормативного правового акта, не принятый в первом чтении, направляется субъекту законодательной инициативы, внесшему проект, для доработки с учетом замечаний и предложений, поступивших при обсуждении.

Между тем, данная норма (как и все другие) не была исполнена Аппаратом Народного Совета Донецкой Народной Республики.

В нарушении Регламента вышеуказанные законопроекты были направленны в Верховный Суд ДНР лишь в октябре 2015 года после настоятельного требования Председателя Верховного Суда.

Как и ожидалось, направленные законопроекты не имели никаких замечаний и предложений.

Таким образом, возникает вопрос: в связи с чем вышеуказанные законопроекты были отклонены и что в них необходимо исправить либо доработать для последующего направления в парламент?

Данный факт свидетельствует о вопиющем незнании норм законодательства и грубом неисполнении своих должностных обязанностей руководством Аппарата Народного Совета, который должен обеспечивать деятельность депутатского корпуса. 

С целью нормализации дальнейшего плодотворного сотрудничества, депутаты Народного Совета Кадыров Г.Р. и Коваль А.П. решили обратиться с аналогичным пакетом законопроектов в Народный Совет в декабре 2015 года. Но данный пакет законов до настоящего времени даже не направлен в парламент для прохождения процедуры первого чтения.

Причины грубого, неоднократного нарушения Регламента Народного Совета до настоящего времени неизвестны.

Также Верховным Судом был направлен целый ряд законопроектов напрямую касающихся улучшения качества правосудия: «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «Об отпусках», «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «Об оплате труда», «Гражданско-процессуальный кодекс» и прочие, которые до настоящего времени также не рассмотрены. С целью реализации принятого руководством ДНР курса на гармонизацию законодательства ДНР с законодательством Российской Федерации, Верховным Судом на протяжении 2015-2016 годов были направлены 6 законопроектов: «О внесении изменений в Уголовный кодекс ДНР». Не один из них до настоящего времени не рассмотрен Народным Советом.

Руководитель Комитета Народного Совета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству был замечен руководством Аппарата Народного Совета в фальсификации документации, о чём руководство Аппарата Народного Совета неоднократно информировало руководство Верховного Суда.

В свою очередь Верховным Судом только за 2016 год подготовлено и направленно в Аппарат Народного Совета более 130 заключений по законопроектам подготовленных различными субъектами законодательной инициативы.

Вышеизложенное свидетельствует о низком уровне правовой культуры в деятельности Народного Совета и его Аппарата, что в конечном итоге, негативно влияет на становление государственных институтов Донецкой Народной Республики.

По состоянию на сегодняшний день:

Судами общей юрисдикции Донецкой Народной Республики рассмотрено – 61 934 судебных дела и материала, среди которых:

- 12 090 уголовных дел и материалов в отношении 12 847 лиц, в том числе в отношении 4 041 лица, содержащегося под стражей;

- 39 964 гражданских дела и материала;

- 9 880 дел и материалов об административных правонарушениях.

Верховным Судом по первой, кассационной и надзорной инстанциям рассмотрено – 4 556 судебных дел и материалов, среди которых:

- 1 737 уголовных дел и материалов;

- 2 446 гражданских дел и материалов;

- 121 дело и материал об административных правонарушениях;

- 252 арбитражных дела и материала.

Специализированными судами Донецкой Народной Республики в частности:

Арбитражным судом Донецкой Народной Республики рассмотрено 887 судебных дел и материалов.

Военно-полевым судом Донецкой Народной Республики рассмотрено – 57 уголовных дел и материалов.

Надеемся, что в новом 2017 году законотворческая деятельность высшего законодательного органа  ДНР – Народного Совета будет более плодотворной и прогнозированной, что естественно улучшит качество и реализацию принимаемых законов.

Несмотря на тяжёлое время, различные внешние и внутренние факторы, усложняющие деятельность судебной системы молодой Республики, суды ДНР различных уровней работают в штатном режиме.